Общее·количество·просмотров·страницы

Поиск по этому блогу

четверг, 1 марта 2012 г.

Знаю, значит, готов к испытанию!


Цель:

- обучить учащихся способам психологической саморегуляции в стрессовой ситуации.

- формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как усидчивость, обязательность, добросовестность, умение мобилизовать себя;

- побуждать детей к рациональной организации своего времени, к овладению, собственными эмоциями, к самосо­вершенствованию, саморазвитию.

Форма проведения: час общения.

Оформление; на доске написать задания для развития памяти.

План классного часа

I. Вступительное слово «Что такое экзамен?»

II. Проблемная ситуация «Чужие ошибки»

III. «Помоги себе сам»

IV. Информационный блок «Искусство сдавать экзамены»

V. Заключительное слово

VI. Подведение итогов

Ход игры

I. Вступительное слово «Что такое экзамен? »

Скоро вас ждут выпускные экза­мены. Некоторым предстоят еще и вступительные экзамены в коллед­жи и техникумы. Большинство детей с ужасом думают о предстоящих страданиях. Но, оказывается, не все так страшно. В переводе с латыни слово «экзамен» означает «испытание». Получается, что во время эк­заменов людей испытывают, как космонавтов перед полетом. Причем испытывают не только знания, но и психическую устойчивость чело­века. А психическая устойчивость возникает, когда есть положитель­ный настрой и уверенность в себе. Специалисты утверждают, что от этого зависит 50% успеха на экзамене. А положительный настрой и уверенность в себе появляются, когда человек правильно готовит­ся к экзаменам, следует некоторым правилам. Сегодня мы и будем говорить об этих правилах.

II. Проблемная ситуация «Чужие ошибки»

Послушайте рассказ о том, как готовился к экзамену ваш сверстник, и попробуйте найти у него ошибки.

...Прозвенел последний звонок, и девятиклассник Иван Петров начал готовиться к выпускным экзаменам. Для начала он составил план, в котором был один-единственный пункт: «Каждый день учить билеты». На следующий день с самого утра он засел за подготовку. Решил готовиться к биологии. Целый час он искал билеты, потом еще час - учебник. При этом он обнаружил массу интересных вещей, кото­рые считал потерянными. Наконец билеты были найдены и учебник тоже, но оказалось, что тетрадь с практическими куда-то запропас­тилась. Пришлось звонить Сереге Перышкину, но у него была та же самая проблема. Вдвоем решили идти к Наташке Сидоровой, у кото­рой всегда все есть. Наташка тетрадь дала только на полчаса, чтобы сделать ксерокопию. Пока нашли ксерокс и копировали Наташкины каракули. Усталые и голодные они вернулись домой с сознанием выполненного долга. Правда, тетрадь эту несчастную Ивану так и не пришлось открыть. Пришел Сашка Петров, попросил билеты, потом Димка Жуков забежал за учебником. Иван решил, что билеты могут потерпеть и до завтра. А завтра с самого утра он как засядет, и никто уже ему не сможет помешать!

Как вы думаете, что будут завтра? Удалось Ивану подготовиться к экзамену? Какие ошибки он сделал во время подготовки? (Выска­зывания детей.)

III. «Помоги себе сам»

Для начала научимся проводить самодиагностику своего состояния, с целью выяснения стрессоустойчивости. Ведь многие пока ещё экзамен воспринимают как очередной стресс.

Проведите самодиагностику, заполнив следующие карты

Испытываю хронический неослабевающий стресс, не вижу перспективы улучшения.

123456789

Иногда испытываю стресс при напряженной деятельности. Умею легко выходить из стрессовой ситуации.


Ежедневные занятия неинтересны, скучны без какого-либо самоудовлетворения.

123456789

Участвую в интересной, благодарной, стоящей работе, занимаюсь интересным делом, приносящими удовлетворение.


Испытываю постоянную нехватку времени, беру слишком большой объем нагрузки за короткий промежуток времени.

123456789

У меня оптимальная рабочая (учебная) нагрузка, где периоды перегрузки уравновешиваются периодами спокойной работы (учёбы).


Постоянно беспокоюсь по поводу потенциально неприятных поступающих событий.

123456789

Иногда случаются опасные события, но они уравновешиваются полезными целями и положительными событиями, к которым следует стремиться.


Поглощен одним видом жизнедеятельности (например, только работой (учёбой) или только личной жизнью), что не приносит удовлетворения.

123456789

Вкладываю энергию в различные виды деятельности, что в целом приносит удовлетворение.


Считаю, что трудно просто хорошо провести время, расслабиться.

123456789

Умею доставлять себе удовольствие, расслабиться.


Чаще всего воспринимаю и соглашаюсь с выполнением неприятных для меня социальных ролей.

123456789

Не соглашаюсь и не стремлюсь выполнять угнетающие социальные роли, способен выражать потребности и чувства без оправдания.


Воспринимаю жизнь в целом как тяжелые, трудные ситуации, не имею чувства юмора

123456789

В целом, наслаждаюсь жизнью, настроен оптимистически, имею хорошо развитое чувство юмора.


Человек, ведущий стрессовый стиль жизни – от 8 до 32 баллов

Человек, ведущий нестрессовый стиль жизни – от 48 до 72 баллов



Информационный блок «Искусство сдавать экзамены»

Программа психологической помощи во время острого стресса

1. В острой стрессовой ситуации лучшим первоначальным приемом является осознание своего стрессового состояния, мысленное взятие «паузы». Нельзя принимать никаких решений. Также первыми шагами в ослаблении стрессового напряжения могут быть счет до десяти и медленное глубокое дыхание.

2. Если стресс застигает в помещении, следующими действиями становятся:

- Выход из того места, в котором застиг Вас стресс, чтобы остаться одному.

- Использование любого шанса, чтобы смочить лоб, виски, артерии на руках холодной водой.

- Осмотр того помещения, где вы находитесь, мысленное описание внешнего вида предметов.

- Перевод взгляда в окно на небо. Концентрация внимания на том, что Вы видите.

- Небольшая физическая зарядка с глубоким ровным дыханием.

3. Если стресс застигает где-либо вне помещения необходимо:

- Осмотреться по сторонам, попробовать взглянуть на окружающие предметы с разных позиций, и мысленно назвать их.

- Детально рассмотреть небо, называя про себя то, что доступно взгляду.

- Найти какой-либо мелкий предмет (листок, камень) и внимательно рассматривать его не менее 3-4 минут.

- Попробовать еще раз медленно, глубоко подышать и почувствовать, что с каждым вздохом Ваше состояние становится менее напряженным.

Упражнения и приемы совладения с экзаменационной тревожностью

1. Приспособление к окружающей среде - посещение места проведения будущего экзамена.

2. Переименование. Известно, что зачастую наибольшую тревогу вызывает не само событие (например, предстоящий экзамен), а мысли по поводу этого события. Полезно дать позитивное или нейтральное мысленное определение экзамену, делающее восприятие этого события более спокойным: не «трудное испытание», не «стресс», не «крах», а просто «тестирование» или «очередной экзамен».

3. Разговор с самим собой, (можно с родителями или товарищами) о возможных стрессовых ситуациях на экзамене. Следует спросить себя, какая реальная опасность таится в этом событии, как выглядит худший результат и что в этом случае нужно будет сделать. Каковы возможные трудности экзамена для меня лично и как их облегчить?

4. Систематическая десенситизация. Этот метод разработан Иозефом Вульпе и заключается в следующем: воображая и переживая ситуацию, вызывающую тревожность, человек должен выработать реакцию, несовместимую с чувством тревоги (например, расслабиться). Чтобы использовать эту технику применительно к предстоящему экзамену, школьнику можно составить «лесенку» ситуаций, вызывающих страх. Эта лесенка представляет собой последовательность шагов (действий), которые приводят к тревожному событию. Например:

· Встать утром и выслушать мамины указания.

· Сбор около школы и разговоры с друзьями об экзамене.

· Поездка на место проведения экзамена.

· Рассаживание по местам.

· Получение тестовых бланков.

· Заполнение бланков — титульных листов.

· Решение заданий…

После перечисления всех тревожных ситуаций школьнику стоит представить себя в каждой из них на 5 секунд, а затем расслабиться. Важно последовательно переходить от одной ситуации к другой по составленной цепочке. После этого можно увеличить время представления и расслабления до 30 секунд. Если возникают трудности с представлением, можно еще более детализировать шаги.

А сейчас послушайте эту восточную притчу.

Восточная притча

Как-то ученики попросили Учителя представить следующую ситуацию — он находится на краю обрыва, а внизу за спиной — пропасть, справа — разъяренный тигр, слева — кобра, впереди — отвесная скала… Что он будет делать в этом случае?

Ответ мудрого учителя был неожиданным, но резонным: а зачем я там окажусь?

V. Заключительное слово

Сегодня мы говорили о том, как успешно сдать экзамены. Экзамен - это действительно испытание, проверка ваших знаний и умений. На экзамене вы должны показать все, чему научились за 9 лет школьной жизни. Конечно, в ходе та­кого испытания в более выгодной позиции оказываются те, кто сис­тематически работал, выполнял все задания, накапливал знания по крупицам. Для них подготовка к экзамену - это просто возможность систематизировать и упорядочить материал.

Ну, а для тех, кто «скакал по верхам», у кого есть пробелы в зна­ниях, подготовка к экзамену - это время открытий: произведений, фактов, имен, дат. А для кого-то это просто время открытия учебника. Ну, и, конечно же, для всех девятиклассников экзамены - это время испытать себя, свой характер, выдержку, силу воли, целеустремлен­ность. Желаю всем вам успешно пройти это испытание!



VI. Подведение итогов

Какие советы и секреты подго­товки к экзаменам показались вам интересными и полезными? Смо­жете ли взять себя в руки и хорошо подготовиться к экзаменам?


Литература

1. Безруких М.М. Трудности обучения в школе: комплексный подход // Школьный психолог. — 2008, № 3.

2. Игры: обучение, тренинг, досуг / Под ред. В.В. Петрусинского. М.: Новая школа, 1994.

3. Чибисова М.Ю.Единый государственный экзамен (психологическая подготовка). М., Генезис, 2004

4. Ступницкой М.А. Упражнение на снятие напряжения

5. Интернет-портал «Сеть творческих учителей» http://www.openclass.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий